10 сентября Всемирный день предотвращения самоубийств
Суицид как социально-педагогическая проблема
Проблема подросткового суицида является отталкивающей для посторонних наблюдателей, разрушительной для родителей и мучительной для специалистов, вынужденных с ней работать.
Взрослым людям трудно принять непредсказуемость поведения подростков. Подросток не всегда может совладать со своими эмоциями, склонен к импульсивным поступкам, подвержен перепадам настроения.
Жизнь подростка соткана из противоречий. Он может быть агрессивным к окружающим и в то же время уязвимым к критике в свой адрес. Он стремится к самостоятельности и в то же время не готов брать на себя ответственность.
В большинстве случаев суицидальная попытка подростка – это крик о помощи, а не истинное желание расстаться с жизнью. Толкнуть на такой шаг подростка могут сложные отношения с родителями, трудности в школе, неудачи в завязывании дружбы со сверстниками, разбитое сердце от страданий первой любви.
Существенную роль в вопросах суицидального поведения подростков играет благополучие семьи. В обществе сложился стереотип неблагополучной семьи как малообеспеченной, с пьющими родителями и антисанитарией в доме. Неблагополучие таких семей бросается в глаза посторонних наблюдателей, чего не скажешь о внешне порядочных семьях, в которых ребенок может много лет быть подвержен насилию, унижениям, наблюдать постоянные конфликты родителей. Суицидальные попытки подростков в таких семьях у окружающих вызывают шок.
Если причиной суицидального поведения подростка стали непростые отношения между ним и его родителями, и после случившегося ситуация в общении двух поколений не изменилась в лучшую сторону, весьма вероятно, что подросток решится снова повторить попытку шантажа что-то с собой сделать или реализует желание уйти из жизни.
Проявления суицидального поведения у подростка – это та проблема, в которую вынуждены включаться многие специалисты: социальные педагоги, школьные психологи, классные руководители, врачи, представители опеки, комиссии по делам несовершеннолетних. Цель работы специалистов одна – сделать все возможное, чтобы второй суицидальной попытки у подростка не было.
Зачастую на практике проведение коррекционных занятий с подростком после случившейся суицидальной попытки бывает недостаточно. Работа специалистов с семьей подростка или группой сверстников – это необходимая мера, если неблагоприятная ситуация в виде семейного неблагополучия или травли со стороны сверстников никуда не делась.
Подросток, получивший медицинскую помощь после суицидальной попытки, испытывает чувство вины или стыд за случившееся. Ему непросто вернуться к привычному общению со сверстниками или взрослыми. Чтобы подросток из своего горького опыта вынес правильные уроки, и одновременно не стал объектом для насмешек, требуется командная работа всех специалистов, работающих с конкретным случаем.
Суициды среди подростков можно предотвратить. Для этого от родителей требуется чуткость и внимание к своему подрастающему ребенку, своевременное реагирование на нужды и проблемы подростка. Специалисты вносят свой вклад в сохранение и укрепление здоровья подростков через проведение профилактической работы. Такая работа многогранна: она включает в себя воспитание ценностей, развитие у подростков волевых качеств, умений преодолевать жизненные трудности конструктивным путем, а также деятельность, направленную на разрешение актуальных проблем в жизни подростка.
Психолог Логойской ЦРБ Ермак И.А.