АУТИЗМ
Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга, характеризующиеся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями, преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций.
Аутизмом страдает каждый 88-й ребёнок в мире.
При аутизме отмечены изменения во многих участках мозга, но как именно они развиваются – неясно. Обычно родители замечают признаки расстройства в течение первых двух лет жизни ребенка, как правило, они имеют устойчивое течение без ремиссий.
Для постановки диагноза аутизма, требуется наличие характерной триады:
- недостаток социальных взаимодействий;
- нарушенная взаимная коммуникация;
- ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.
Социальные нарушения становятся заметными в раннем детстве. Младенцы с аутизмом уделяют меньше внимания социальным стимулам, реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя, у них присутствует искажение реакции на дискомфорт: чрезмерно бурные реакции испуга и плача в ответ на слабые звуковые раздражители и незначительные изменения окружающей среды, но слабые реакции на сильные раздражители; также отмечается ослабление реакции на позу кормления, незначительным является выражение удовольствия после кормления. В период обучения ходьбе ребенок еще заметнее отклоняется от социальных норм: он редко смотрит в глаза, не предвосхищает изменением позы попытку взять его на руки, а свои желания чаще выражает, манипулируя рукой другого человека. Более взрослые дети с расстройствами аутистического спектра хуже справляются с задачами на распознавание лиц и эмоций.
Вопреки распространенному убеждению, дети-аутисты отнюдь не предпочитают одиночество – им сложно завязывать и поддерживать дружеские отношения.
У лиц с аутизмом наблюдается множество форм повторяющегося или ограниченного поведения, которое подразделяется на следующие категории: стереотипия – бесцельные движения (взмахи руками, вращение головы, раскачивание туловища); компульсивное поведение – намеренное соблюдение неких правил, например, расположение объектов определенным образом; потребность в однообразии, сопротивление переменам; ритуальное поведение – выполнение повседневных занятий в одном порядке и в то же время; ограниченное поведение – узкофокусированное, при котором интерес человека или его активность, например, направлены на единственную телепрограмму или игрушку; аутоагрессия – активность, прводящая или способная привести к ранениям самого человека, например, укусы самого себя.
Лечение аутизма у детей – это долгий, трудный, сложный процесс, истощающий и психологически, и физически. Родители таких детей должны приготовиться к тому, что борьба с болезнью будет долгой и необязательно успешной. Лекарственные препараты при лечении детского аутизма бесполезны. Однако они могут купировать сопутствующую симптоматику. Социальная адаптация и психиатрия – главные способы лечения аутизма. Прогноз заболевания в каждом отдельном случае различный. Лечение детей, страдающих аутизмом, продолжается всю жизнь. Одни из них идут на контакт уже через два-три месяца. Однако у некоторых положительной динамики может не наблюдаться годами.
Поскольку задержка лечения может повлиять на долгосрочный результат, ребенка следует незамедлительно показать специалисту при наличии любого из следующих признаков:
- к 12 месяцам жизни ребенок еще не лепечет;
- к 12 месяцам не жестикулирует (не указывает рукой на предметы, не машет рукой на прощанье и т.п.);
- к 16 месяцам не выговаривает слов;
- к 24 месяцам не произносит спонтанно фразы из двух слов;
если в любом возрасте происходит потеря какой-либо части языковых или социальных навыков.
Врач-педиатр Плещеницкой поликлиники Сивец Е.В.