Иное восприятие мира
По оценкам экспертов различным формам аутизма подвержено до 1% населения. Следует отметить, что частота аутизма не зависит от географического, расового, национального факторов, от интеллектуального и социального статуса родителей и многих других моментов.
На данный момент существует несколько теорий, объясняющих появление аутизма: генетическая, теория, основанная на воздействиях окружающей среды, иммунологическая, метаболическая и неврологическая. Однако, ни одна из существующих теорий не может до конца объяснить природу данного расстройства.
Для того, чтобы понять что происходит с таким ребёнком - представьте себе, что всё что вы ощущаете, чувствуете - увеличилось или уменьшилось стократно. Лёгкие прикосновения могут вызвать у вас боль или, наоборот, сильный удар - остаётся незамеченным, яркая вещь раздражает, а речь собеседника превращается в мелодию. Сложно такое представить, но можно понять, что в таком случае мир людей и мир вещей воспринимается иначе. Именно такое искажение психического развития у детей с аутизмом приводит к формированию защитного механизма, который "отгораживает" такого ребёнка от воздействий внешнего мира и тем самым затрудняет контакт с ним, искажая всё его развитие. У таких детей отмечаются выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром. У них нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми. Одни дети могут вообще не пользоваться речью, а другие выдают развёрнутые монологи и цитаты из мультфильмов или книг. И в том и в другом случае, их речь практически не является средством общения. Такие дети часто склонны выбирать однообразные игрушки — только игрушки на батарейках, например, или только бытовые предметы: телефон, часы, кофемолку… Играют с обувью, бумажками, веревочками.
Ребёнок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности. В настоящее время становится понятным, что детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего аутизмом всю жизнь.
Окружающим важно понять, что лучшее лекарство от аутизма – принять их непохожесть, стать добрее к таким людям и дать им шанс на полноценную жизнь.
Психолог Наталья Новицкая